Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Темпус III

Темпус III (2000-2006)

Основными инструментами сотрудничества в рамках Темпус III были 2- и 3-летние Совместные Европейские Проекты (СЕП), Структурные и Дополнительные Мероприятия (СДМ), а также Гранты на Индивидуальную Мобильность (ГИМ).

1. Совместные Европейские Проекты осуществлялись консорциумами, в состав которых входили высшие учебные заведения из ЕС и стран-партнеров. В проектах  принимали участие и неакадемические организации.

  • Проекты по разработке учебных программ были нацелены на создание новых или обновление существующих учебных курсов, повышение квалификации преподавательского состава и внедрение передовых методов преподавания;

  • Проекты по управлению университетами были направлены на совершенствование систем управления и организации высших учебных заведений;

  • Учебные курсы в поддержку институционального строительства были направлены на совершенствование административных и учрежденческих структур в странах-партнерах путем организации курсов по улучшению практических знаний и навыков служащих неакадемической сферы.

2. Структурные и Дополнительные Мероприятия предоставляли возможность для удовлетворения краткосрочных потребностей в ходе реализации реформы в сфере высшего образования и распространения передового опыта. Обязательным условием подачи заявки на краткосрочные проекты Темпус СДМ являлось письменное одобрение министерства образования или подтверждение непосредственного участия в проектном консорциуме в качестве организации-партнера.

3. Гранты на Индивидуальную Мобильность (ГИМ) были предназначены для преподавательского и административного состава вузов и предоставляли возможность совершения краткосрочных визитов в европейские университеты по трем направлениям: 1) подготовка заявки на СЕП; 2) участие в конференции, семинаре; 3) переподготовка, обучение, сотрудничество по отдельной учебной дисциплине, распространение передового опыта.

Обязательным условием Темпус ГИМ являлось предварительное согласование, одобрение целей и рабочего плана руководством высшего учебного заведения.

ТЕМПУС III в Узбекистане

Программа Темпус начала свою деятельность в Узбекистане с реализации 6 подготовительных проектов в Самарканде и Ташкенте, распространившись к настоящему времени на все регионы республики. Общий бюджет программы в ходе её третьего этапа с 2000 по 2006 год составил 11.2 млн. евро из 17.4 млн. евро, выделенных на реализацию 65 проектов с 1994 года.

Сотрудничество в рамках Темпус осуществлялось по различным направлениям: управление университетами, прикладные науки и технологии, гуманитарные и общественные науки, экономические науки, менеджмент и бизнес, образование и подготовка преподавателей, институциональное строительство, сельское хозяйство и пищевые науки, медицинские науки, интеграция с производством и региональное сотрудничество.

Признание эффективности программы и её вклада в реформирование высшего образования отразилось на увеличении бюджета Темпус, основанного на постоянном росте количества и качества заявок.

Совместные европейские проекты Темпус по разработке учебных программ были особенно важны тем, что имели непосредственную связь с реализацией НППК и, в частности, с внедрением двухуровневой системы высшего образования. В настоящее время в трех вузах республики идет разработка новых магистерских программ по пищевой безопасности и по применению информационных технологий в обучении химии.

Семь проектов в области университетского управления способствовали развитию международного сотрудничества путем создания отделов международных связей и обучения сотрудников. Были основаны и оснащены необходимым оборудованием отделы связи с производством в Ташкенте и Намангане, поддержки предпринимательской деятельности – в Андижане и Ташкенте.

Благодаря этому инструменту Темпус был создан ряд новых структур в вузах: Центры обеспечения качества образования в Ташкентском аграрном университете и Национальном университете Узбекистана, Центр по обучению практическим клиническим навыкам в Ташкентской медицинской академии и Центр информационных технологий в Ташкентском автодорожном институте.

Программа Темпус внесла вклад в развитие связей вузов с предприятиями и неакадемическим сектором общества: 22 различных организаций и учреждений были задействованы в проектах. Например, учебный курс по менеджменту в сфере энергетики, разработанный в Ташкентском государственном техническом университете (ТГТУ), привлек интерес местных промышленных предприятий, сотрудники которых были успешно обучены преподавателями университета. Команда ТГТУ продолжила сотрудничество в другом проекте, который был направлен на создание межуниверситетской сети в области энергетики, в сотрудничестве с коллегами из России, Украины, Кыргызстана и Казахстана.

В рамках «МАТАДОР» – первого проекта в Узбекистане в области институционального строительства, преподавателями Ташкентского государственного экономического университета были разработаны краткосрочные практические курсы в области менеджмента для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Ташкенстким ирригационным институтом проводится обучение в области оценки и мониторинга окружающей среды для сотрудников подразделений Госкомприроды и преподавателей профессиональных колледжей.

Ряд проектов в рамках СЕП и СДМ оказали содействие в росте информированности вузов республики о реализации Болонского процесса в странах Европейского Союза, а также во внедрение принципов обеспечения качества образования,  ECTS  и самостоятельного обучения студентов.

 

Сотрудничество в Центральной Азии и за ее пределами

 

Программа Темпус внесла значительный вклад в развитие регионального сотрудничества: при участии вузов и неакадемических организаций Украины, России, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана и Монголии были реализованы четыре проекта в области энергетики, управления водными ресурсами, социальной экономики и туризма.

В проекте по созданию новой учебной программы в области пищевой безопасности в партнерстве с Ташкентским химико-технологическим институтом и Бухарским технологическим институтом пищевой и легкой промышленности принимает участие Алматинский технологический университет. В проекте по созданию пилотной модели поддержки предпринимательства совместно с Андижанским инженерно-экономическим институтом, Торгово-промышленной палатой, Андижанским сельхозинститутом, Ташкентским финансовым институтом участвуют Санкт-Петербургский электротехнический университет и Ошский госуниверситет.

 

Мобильность

 

В рамках проектов Темпус людям молодого и старшего поколений, преподавателям и студентам, представителям администрации, министерств и неакадемическим партнерам была предоставлена возможность посетить европейские университеты с целью повышения квалификации и проведения совместной работы по модернизации учебных программ и обновлению учебных материалов. В свою очередь европейские партнеры имели возможность поделиться передовой методикой, своими знаниями и опытом.

В дополнение к продолжительным стажировкам в рамках долгосрочных проектов 109 человек из Узбекистана из числа преподавателей, руководства университетов, сотрудников министерств, получив гранты на индивидуальную мобильность, имели возможность повысить квалификацию в европейских университетах.

Тринадцать европейских партнеров приехали в Узбекистан для проведения обучения и обмена опытом в развитии международного сотрудничества.

 

Развитие людских ресурсов

 

В рамках Темпус III была неоднократно использована возможность координирования проекта преподавателями вузов из Узбекистана, что позволило усилить их роль в реализации проектов и повысило их заинтересованность в устойчивых результатах. Необходимо отметить, что опыт работы в проектах Темпус сказался на коренных преобразованиях в менеджменте проектов и позволил проводить анализ потребностей и планировать необходимые действия на реальной основе и конкретных нуждах.

 

Участие вузов из регионов республики

 

Высшим учебным заведениям, расположенным в различных областях республики, участие в проектах Темпус помогло не только начать сотрудничество с европейскими партнерами, но и наладить связи с другими вузами республики. Так, например, четыре сельскохозяйственных вуза в Ташкенте, Андижане, Самарканде взаимодействовали в проектах по сельскохозяйственной экономике, экологии и управлению водными ресурсами. Три вуза в Карши, Ургенче и Нукусе совместно разработали программу магистратуры в области прикладной экологии.

Два ресурсных центра, созданных в Самарканде и Карши совместным проектом Темпус в 2000 году, заложили основу для непрерывного обучения преподавателей и студентов использованию информационных технологий в учебном процессе.

 

Устойчивое партнерство

 

Будучи программой равноправного и взаимовыгодного партнерства, Темпус является первым шагом на пути развития дальнейшего международного сотрудничества. После окончания финансирования Темпус партнерские связи между вузами республики и европейскими университетами поддерживаются путем взаимного обмена преподавателями и студентами, разработки совместных публикаций, а также благодаря участию в конференциях и совместной научной деятельности и т.д.

На протяжении всей деятельности программы Министерство высшего и среднего специального образования республики оказывает содействие в распространении достижений и обеспечении устойчивости результатов проектов. Непосредственное участие в составе проектных консорциумов позволило усилить роль программы в процессе модернизации высшего образования, а также распространить и внедрить передовой опыт.

Проекты Темпус внесли определенный вклад в:

  • разработку учебных программ магистратуры и бакалавриата, т.е. во внедрение двухуровневой системы высшего образования в целом;

  • обновление и разработку учебных материалов;

  • реструктуризацию управления высшими учебными заведениями;

  • повышение квалификации преподавателей и администраторов новыми знаниями и навыками;

  • усиление связей с предприятиями и обществом в целом;

  • создание устойчивого академического партнерства.

За весь период своей деятельности в Узбекистане программа Темпус обеспечила значительную поддержку в развитии процесса интернационализации системы высшего образования, оказав тем самым содействие в реализации образовательных реформ в стране.

Темпус в цифрах по состоянию на май 2007 года

Годы участия в программе Темпус

1994-2006

Количество вузов-участников

40

Количество участвующих организаций из неакадемического сектора

22

Общее число проектов

67

Национальные Совместные Европейские Проекты

27

Региональные Совместные Европейские Проекты

5

Компакт-проекты и предварительные проекты

19

Сетевые проекты (включая региональные)

2(1)

Региональные проекты по распространению передового опыта

1

Структурные и Дополнительные Мероприятия

13

Гранты на Индивидуальную Мобильность (ГИМ) на поездки из ЕС в Узбекистан

13

ГИМ на поездки в страны ЕС

109

Бюджет Темпус 2000-2006 (млн. евро)

11.2